РУССКИЙ ДУХ!!! ВЕЛИКАЯ РУСЬ!!!

Здесь русский дух... здесь Русью пахнет!
Что такое русский дух? Это такие черты характера, как доброта, душевность, щедрость, гостеприимство, взаимовыручка, отзывчивость, чувство справедливости, великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена, стойкий характер, мечтательность, наличие цели. Это неимоверное терпение, потому русскому духом и тяжелее, чем другим. Русский духом неодолим, неисчерпаем, на него можно положиться в любую беду. Он как бы рождён помогать другим.
Авторизация:
E-Mail адрес:
Пароль:
Запомнить:
РегистрацияВосстановление пароля

Русская философия

ГлавнаяРусская культура ⇒ Русская философия
Статьи о русской культуре, культуре Руси.

Просмотреть подробнее>>>

Формирование «русской идеи».

Необходимость самоидентификации русского народа, поиск своего особенного пути развития является одной из важных тем в русской философии.

Русская философская мысль практически не существует без религиозных постулатов православия. Несколько факторов объясняют этот феномен. Во-первых, первые философские идеи возникли именно на базе православия после Крещения Руси. Византия передала нашей стране не только веру, но также философские и богословские тексты, содержащие идеи схоластики и античности. Религиозный уклон в русской философии может быть объяснен еще и тем, что многие специфические причины заставляли людей надеяться не только на свой здравый смысл, но и на помощь высших сил. Среди таких факторов можно назвать бесконечные русские войны за территорию (как междоусобные, так и международные), закрепощенность большинства населения за определенной землей и хозяином, вмешательство государства во все сферы жизни. Русская философия, в общем, отражает главные черты русского характера, привычки народа, его взгляд на жизнь. Так называемая «русская идея» - представление о собственном пути развития России, об особенной сложной русской душе, понять которую никому не дано, и даже о некой «богоизбранности» русских. Эта идея - на самом деле не самодовольное прославление своих национальных особенностей, но только своеобразный «поиск себя». Дело в том, что из-за жестокого многовекового Татаро-монгольского ига Россия оказалась отрезанной от Византии, у которой она переняла свою веру и философские концепции, идущие от античности. В это же самое время и со средневековой Европой никакой культурной связи у России не было сформировано, а Азия не была открыта для изучения.

Россия мыслила себя преемницей Византии, была последним гарантом сохранности истинного православия. Монах Филофей (1465—1542) говорил об этом так: «Два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Пожалуй, так продолжалось до 18 века, пока на политическую арену не выступил великий император Петр I. Он насильно ввел беспрецедентные новшества во все стороны жизни Руси, в том числе буквально «заставил» людей мыслить по-другому, стыдиться своей оторванности от просвещенной Европы. Философская мысль во-многом оказалась свободной от религиозных идей, бурно развивались естествознание и точные науки. Научные достижения европейцев, их утонченность и образованность ставилась высшим руководством страны в пример остальному населению, приобретавшему своего рода комплекс неполноценности.

Екатерина Великая, унаследовавшая идеи Петра, стремилась внедрить в общество идеи просвещения, почерпнутые у великих европейских мыслителей. Крупнейшие идеологами Русского просвещения стали мыслители С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев. К сожалению, очень скоро история показала великой императрице, что такие прогрессивные идеи доводят до вольнодумства и революций, так что лучшие представители Русского просвещения оказались жестоко наказаны. С тех пор государство пристально следило за политическими кружками и философскими идеями, возникавшими в обществе. Государство следило за тем, чтобы общественная мораль не могла быть пошатана новыми смелыми идеями, и середине XIX века, благодаря министру С.С. Уварову, была сформирована идея «официальной народности», выраженная в лозунге «православие, самодержавие, народность», вставшая у самого истока «русской идеи». В этом лозунге было заключено переплетение православных идей и мирских реалий: утверждалось, что крестьяне, то есть основная часть народа, должны взаимно любить самодержца и барина, и у всех них нет морального права отходить от православия, являющегося духовным стержнем страны.

В IX веке, во время правления Николая I, цензура и государственная пропаганда достигли своей критической точки, когда были ужесточены надзорные меры в отношении художественной и научной литературы. Передовые философские мысли не перестали будоражить умы интеллигенции, просто были организованны тайные общества, где горячо дискутировались как новейшие тенденции западной философии, так и извечные вопросы бытия. Вопрос самоидентификации русской нации в философской сфере волновал многих писателей, критиков и ученых, в том числе И.С. Тургенева, М.А. Бакунина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.В. Киреевского и других. Появились движения западников и славянофилов. Одним из главных теоретиков второго движения стал А.С. Хомяков, настаивавший на очернении уклада жизни европейцев, утверждавшего, что приближается закат Европы и судьба её трагична, в отличие от судьбы России. Он так же настаивал на православии, как основе духовной жизни в стране. Среди многих других славянофилов выделяется великий русский писатель Ф.М. Достоевский, считавший, что русская идея состоит в единении всех православных людей. Как писал он в своем дневнике, «главная сущность всего дела, по народному пониманию, заключается несомненно и всецело в судьбах восточного христианства, то есть православия. Народ наш не знает ни сербов, ни болгар; он помогает, и грошами своими и добровольцами, не славянам и не для славизма, а прослышал лишь о том, что страдают православные христиане, братья наши, за веру Христову от турок».

 


Комментарии:


Введите Ваше имя:
Введите текст сообщения:
Введите код с картинки: